Статьи
и описания по альтернативной энергетике О тарифах для населения и не только Наталья КОСТЫШЕНА, ООО "Укрэнергоконсалтинг" |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последней каплей, переполнившей терпение народа,
СМИ назвали заявления Министерства топлива и энергетики и Национальной
комиссии регулирования электроэнергетики (НКРЭ) о планируемом на ближайшее
время повышении тарифов для населения на электроэнергию и газ: - на
20%, 25% соответственно. Встрепенулись все политические силы и профсоюзы
- идет обирание народа, и мы этого не допустим! Все на борьбу с тарифами!
Из таблицы 2 видно, что самые высокие тарифы на электроэнергию для населения наблюдаются в странах, где зафиксирован самый высокий уровень жизни. И это имеет свое экономическое обоснование. Электрическую энергию покупают ради тех благ и преимуществ, которые она дает. Но это товар с неэластичным спросом. При повышении цены объемы покупки электроэнергии сокращаются незначительно, хотя и при ее понижении не наблюдается лавинообразного роста потребления. Но как низкая, так и высокая цены на электроэнергию имеют колоссальное влияние на формирование ценовых сигналов для потребителей при покупке электробытовых приборов, выборе системы отопления, формировании навыков энергосбережения и эффективного использования энергоресурсов. При высокой цене потребители формируют спрос на энергосберегающую и энергоэффективную бытовую технику. Конкуренция на рынке электробытовых товаров стимулирует разработку соответствующего экономичного электрооборудования. В результате в развитых странах, где дома напичканы электробытовой техникой, потребление электроэнергии не намного больше, чем в среднестатистической украинской квартире (без учета потребления электроэнергии на обогрев, кондиционирование и охлаждение воздуха). Рассмотрим динамику роста потребления электроэнергии населением Украины за последние шесть лет, представленную в годовых отчетах НКРЭ.
Как видно из таблицы 3, рост потребления электроэнергии в 2004г. по сравнению с 1999г. составил всего 3,71%. При этом в 2000-2002 гг. потребление электроэнергии населением было меньше, чем в 1999г. Есть несколько причин, которые могли привести к такой картине. Первая - достоверность статистических данных. В 1999-2002 гг. оценка потребления электроэнергии населением в основном проводилась по кассовому методу. Это - период использования метода самостоятельного выписывания счетов (абонентские книжки), период начала заключения договоров на пользование электроэнергией и разворачивание массовой работы по ежемесячному снятию показаний счетчиков бытовых потребителей. Также этот период характеризуется повышенным уровнем технологического расхода электроэнергии в сетях облэнерго, наличием значительной составляющей сверхнормативных потерь. Отсутствие ежемесячного учета электроэнергии, потребленной населением, позволяло некоторым энергокомпаниям списывать часть сверхнормативных потерь на электроэнергию, "зависшую на счетчиках". Также свою лепту в снижение потребления электроэнергии внесли относительно теплые зимы 2000-2002 гг. Начиная с 2002г., ситуация меняется. Усиленная работа энергокомпаний по фиксации реального состояния дел, касающихся объемов потребления электроэнергии населением, которая проводилась вместе с договорной кампанией, работа по снижению сверхнормативных потерь позволяют думать, что показатель потребления населением электроэнергии в 2004г. более достоверен, чем тот же показатель 1999г., и фактически он несколько выше.
Еще одну причину столь незначительного роста потребления электроэнергии населением хочется выделить отдельно. Это насыщение рынка электробытовых приборов экономичными, энергосберегающими токоприемниками импортного производства, проведение массовой газификации сельских районов и, в то же время, всевозможные ограничения как технического, так и нормативного характера на широкое использование в быту электрообогрева и кондиционирования воздуха. В 1999г., когда вводились ныне действующие тарифы
на электроэнергию для населения, среднемесячная заработная плата по
Украине составляла 178 грн., среднемесячная пенсия - 60,7 грн. По состоянию
на май месяц 2005г. среднемесячная заработная плата достигла 690,5 грн.,
пенсия - 316,2 грн., т.е. они выросли в 3,88 и 5,21 раза соответственно.
Исходя из этих цифр, можно сделать вывод, что за шесть лет доля затрат
на оплату электроэнергии в общем доходе среднестатистического украинца
снизилась в среднем в 3,5 - 4 раза.
Для паритета цен тарифы для населения должны быть хотя бы в два раза выше, около 25 коп/кВтч (без НДС). Фактически - двойная оплата. Рассмотрим, сколько это составит в натуральных показателях по отдельным регионам Украины. ООО "Укрэнергоконсалтинг" в течение последних трех лет проводит ежемесячный мониторинг основных показателей потребления электроэнергии населением в отдельных регионах Украины. Некоторые данные по Запорожской, Львовской, Полтавской и Черниговской областях приведены в таблице 4. Среднемесячное потребление электроэнергии по этим областям составляет от 65 до 94 кВтч, или от 11 до 14 грн. в месяц. Можно предположить, что увеличение тарифов в два раза приведет к росту стоимости месячного объема электроэнергии еще на такую же сумму. Рассмотрим статистические данные, приведенные в таблице 5. Рост индекса цен с 1999 по 2003 гг. составил 1,68, при этом цены на электроэнергию для промышленности выросли в 1,28 раза.
Если бы население платило за электроэнергию рыночную цену, тарифы для промышленности увеличились бы приблизительно в 1,14 раза, соответственно снизился бы и рост индекса цен. Доля расхода на оплату жилищно-коммунальных услуг осталась приблизительно на том же уровне и в 2003г. равнялась 64 грн., включая 11-14 грн. (оплата электроэнергии). Реальная экономия на 1 домохозяйство, с учетом рыночной стоимости электроэнергии, могла бы составить от 16 до 30 грн. в месяц. Перечень жилищно-коммунальных услуг включает электрическую энергию как услугу. Закон Украины "Об электроэнергетике" определяет электрическую энергию как товар. Госкомитет по жилищному хозяйству и политические деятели всех рангов предпочитают не выделять электроэнергию в отдельный товар, а рассматривать все проблемы жилищного хозяйства целиком. Соответственно раздаются лозунги, что до решения всех существующих проблем жилищного хозяйства в целом нельзя отдельно повышать тарифы на электроэнергию для населения. Но проблемы жилищно-коммунального хозяйства настолько запущены, что на их одновременное решение нет ни денег, ни нормальной комплексной стратегии. В то же время поставка электроэнергии с введением и развитием ее оптового рынка все более приобретает рыночные черты. Энергопоставляющие компании наладили практически повсеместный учет электроэнергии у бытовых потребителей, коммерческие потери постепенно ликвидируются, долги выплачиваются. Главная причина необходимости выведения электроэнергии из перечня жилищно-коммунальных услуг - это ликвидация существующего перекрестного субсидирования внутри электроэнергетической отрасли, выражающегося в 12,4% надбавки к стоимости электроэнергии для всех предприятий, в т.ч. бюджетных и коммунальных. Решение проблемы с оплатой населением электроэнергии по рыночным ценам привело бы к снижению давления ее цены практически на все отрасли экономики, в том числе и на те, которые обслуживают жилищно-коммунальное хозяйство. Поэтапное решение проблем коммунальщиков нужно начинать с окончательного признания электроэнергии товаром. То, что тарифы для населения необходимо повышать хотя бы до уровня средневзвешенной розничной цены для промышленных предприятий второго класса, уже ни у кого не вызывает сомнения. Но проведение этого повышения следует всесторонне продумать. Здесь не уместно ни однократное повышение до необходимого уровня, ни поэтапное повышение в течение нескольких лет. Учитывая тенденции роста оптовой цены за счет наполнения ее несвойственными составляющими, например средствами на выплату дивидендов, начисленных за периоды 1999-2003 гг., повышать тарифы для бытовых потребителей необходимо как минимум в четыре этапа на протяжении года. При этом программа повышения тарифов должна быть озвучена в полном объеме, с указанием четких сроков начала и окончания, а также пояснением экономической необходимости такого шага, как одной из составляющих сдерживания цен и инфляционных процессов для всех остальных отраслей экономики.
Одним из политических факторов сопротивления приведения цен на электроэнергию для бытовых потребителей до экономически обоснованного уровня является заявление о низкой платежеспособности населения. При этом подчеркивается, что качество предоставляемых коммунальных услуг низкое, коммунальщики списывают все свои недочеты и потери на тарифы, и, пока не будет наведен порядок в качестве предоставляемых услуг, нельзя говорить о повышении цен. Но обратимся снова к статистике. За период 1999-2003 гг. доля населения с совокупным расходом в месяц больше 300 грн. с 5,8% поднялась до 32% (сюда входит и доля населения, имеющая расходы более 360 грн./мес. на одного человека - 21%). Сегодня приблизительно треть населения Украины в состоянии платить за электроэнергию по рыночной стоимости!
Не первый год муссируется идея перевода льгот на систему прямых денежных субсидий гражданам Украины, имеющим на это право. В этой статье вопрос вида предоставления льгот не рассматривается. Речь идет только о той части перекрестного субсидирования, которая связана с перекосами тарифообразования для населения и промышленности. Посмотрим еще раз данные таблиц 3 и 4. Например, в 2004г. среднее потребление электроэнергии на 1 домохозяйство в Украине составляло 97,8 кВтч в месяц. При этом в Полтавской и Черниговской областях населением потреблялось в среднем по 70-74 кВтч в месяц на 1 домохозяйство. Значит, в Украине есть регионы, где среднее потребление электроэнергии на 1 домохозяйство значительно превышает 97,8 кВтч. Это регионы с низким уровнем газификации сельской местности, города с существенной долей жилищного фонда, оснащенного электроплитами, степные районы Украины, например: Одесская область (128 кВтч/мес.), г. Киев (120,7 кВтч/мес.), АРК (165,5 кВтч/мес.), Херсонская область (135,2 кВтч/мес.). Эти данные взяты из отчетов Минтопэнерго за 2004г. Данные по электропотреблению на 1 домохозяйство в 2004г. приводятся в таблице 6.
При повышении тарифов для бытовых потребителей необходимо значительно увеличить статьи бюджета на выплату льгот и субсидий. Но если проводить правильную политику тарифообразования и реально снизить тарифы для промышленности за счет снижения размеров перекрестного субсидирования, дополнительные поступления в бюджет от повышения прибыльности таких энергоемких отраслей экономики, как металлургия, с лихвой перекроют необходимые увеличения.
Выводы.
1 Превалирование политического фактора в вопросах тарифообразования на электроэнергию для населения и промышленности приводит к значительному росту перекрестного субсидирования и, как следствие, замедлению темпов экономического роста страны, усилению инфляционных процессов. 2 Провозглашенный правительством курс на использование электроэнергии вместо природного газа, при сохранении существующих диспропорций на тарифы для бытовых и промышленных потребителей, еще более усугубит перекрестное субсидирование. Придется учитывать не только рост объемов потребления электроэнергии населением, но и рост тарифов на ее передачу для выполнения повышенных инвестиционных вложений в распределительные сети напряжением 0,4-10 кВ, без кардинального реконструирования и развития которых благие намерения правительства могут остаться на бумаге. 3 Затягивание решения вопроса по приведению тарифов на электроэнергию для населения до уровня экономически обоснованных затрат на ее производство, передачу и поставку при значительных темпах роста реального благосостояния населения приводит к тому, что низкими тарифами все больше пользуются обеспеченные граждане Украины, которые имеют больше возможностей покупать электробытовую технику не только для необходимого жизнеобеспечения, но и для создания условий повышенной комфортности (кондиционеры, электроподогреваемые полы, домашние сауны, бассейны с подогревом воды и пр.). Львиная доля перекрестного субсидирования достается обеспеченным семьям. 4 Низкие тарифы формируют искаженные ценовые сигналы как для населения, так и для производителей отечественной бытовой техники, компенсирующие дешевизну товара более высоким энергопотреблением в эксплуатации. Энергоэффективные приборы импортного производства аналогичного класса обычно дороже. В результате, в перспективе пострадают как потребители, так и производители. Удорожание энергоресурсов - объективный процесс во всем мире, и рано или поздно нам не избежать перехода к экономически обоснованным ценам на электроэнергию. Вот и получится, что, сэкономив при покупке, граждане Украины будут долго переплачивать при эксплуатации. 5 Рост тарифов на электроэнергию для бытовых потребителей будет стимулировать к более широкому применению тарифов, дифференцированных по зонам суток, особенно при применении электроотопления или других энергоемких процессов, например, перекачки воды в сельской и степной местности. Возможно, целесообразно пересмотреть тарифные коэффициенты дифференциации в сторону снижения ночного коэффициента: с 0,7 до 0,4-0,5. Такие меры могут смягчить ценовой удар для энергоемких бытовых потребителей и заодно использовать гуляющие ночью мощности атомных блоков. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|